Исправная аккумуляторная батарея способна удерживать заряд длительное время, находясь в состоянии покоя. В процессе эксплуатации АКБ подвергается нагрузкам, величина которых напрямую зависит от климатических условий, времени года. Летом, в теплом климате электрохимические процессы внутри аккумулятора протекают интенсивнее, поэтому многие батареи способны заводить двигатель даже при 40-процентном уровне заряда. Но с наступлением холодов батарея, отлично показавшая себя летом, вдруг начинает подводить автовладельца, что чревато не только потерей времени, но и выходом АКБ из строя.
Почему так происходит?
Скорость электрохимических процессов при низких температурах замедляется. Величина нагрузок, в то же время, на АКБ увеличивается за счет необходимости запуска двигателя с загустевшим от холода маслом. Особенно это актуально для автотранспорта, который в ночное время находится на открытом воздухе. Кроме того, в зимнее время нагрузка на АКБ увеличивается за счет использования потребителей: подогрева стекол, сидений, автомобильной печки, запуска двигателя на прогрев. Световой день сокращен, поэтому активно используется автосвет. Восстановление заряда от генератора автомобиля происходит медленнее, а езда в городских условиях с частыми стартами, остановками и короткими дистанциями не позволяет аккумулятору получать достаточно энергии для зарядки.
Эти факторы приводят к снижению заряда АКБ, потере стартовых показателей аккумулятора. Разряд чреват увеличением доли дистиллированной воды в банках (серная кислота впитывается в пластины батареи). При низких температурах разряженный аккумулятор "замерзает" - значительно проседают все его показатели, внутри корпуса образуется лед. Автомобиль становится трудно или невозможно завести. Замерзание воды в банках чревато повреждением решеток, трещинами на корпусе и выходом батареи из строя.
Предупреждение проблем
Для того, чтобы избежать проблем зимой с аккумуляторной батареей, следует соблюдать несколько правил:- перед первыми холодами надлежит проверить состояние батареи. Для этого аккумулятор должен находиться в состоянии покоя не менее 6-10 часов. Величина заряда проверяется замером уровня плотности электролита с помощью ареометра (если АКБ предоставляет такую возможность). Оптимальная плотность составляет 1,26-1,27 г/см³. При невозможности или нежелании заниматься замерами плотности состояние АКБ проверяется замером напряжения на выводах с помощью мультиметра или иного, предназначенного для этого прибора. Оптимальное напряжение на полюсных выводах составляет 12,6 V;
- стоит ограничивать работу бортовых потребителей при длительном простое автомобиля на холостом ходу;
- соединительные клеммы должны плотно прилегать к полюсным выводам АКБ, любой люфт должен быть исключен. При наличии окиси на клеммах надлежит удалить её с помощью раствора пищевой соды;
- в течение зимнего периода при первых признаках недостаточного заряда аккумулятор необходимо зарядить стационарным зарядным устройством. Зарядка осуществляется небольшими токами при выкрученных пробках на крышке (если такая возможность есть). Пузырьки и бурление во время заряда допустимы, недопустимо нагревание корпуса, которое ведет к оплыванию пластин.