Необслуживаемый аккумулятор – это устройство, корпус которого герметично запаян. Для вывода газов в таких АКБ предусмотрен специальный клапан, а для увеличения срока службы пластины легированы кальцием. В такой батарее исключены испарения и подтекания электролита, но нельзя долить дистиллят. Поэтому в процессе зарядки необслуживаемого аккумулятора необходимо строго придерживаться необходимых показателей тока и напряжения, чтобы уровень кислоты не снижался.
Некоторые специалисты утверждают, что заряжать необслуживаемую АКБ нет необходимости, но на практике в отсутствии дополнительной подзарядки такой аккумулятор служит всего 2-3 года. Особенно важно подзаряжать батарею при частых поездках по городу и в зимнее время, так как в таких условиях разрядка происходит быстрее.
Процесс зарядки
Для заряда потребуется устройство, которое способно автоматически поддерживать напряжение на выставленном уровне. Работа зарядника должна поддерживать цикличный режим (заряд-выдержка-разряд) и способствовать десульфатации. Поэтому самодельные устройства или простые ЗУ не подойдут. Следуйте следующей схеме:
- Перед зарядкой очистите аккумулятор от грязи и дайте ему нагреться, если принесли его с улицы в холодное время года.
- Установите его на ровную и твердую горизонтальную поверхность.
- Присоедините провода от АКБ к зарядке, соблюдая полярность.
- Напряжение в блоке должно быть выше 11 В. Если цифра меньше, то аккумулятор требует замены.
- На зарядном устройстве зафиксируйте показатель в 12,6 В, включите устройство и не отходите от машины в течение часа. Если стрелка скачет, а электролит нагревается, значит, произошло внутреннее замыкание – аккумулятор придется заменить.
- Если в течение часа все в порядке, напряжение увеличивают до 14,4 В.
- Во время зарядки ток будет постепенно снижаться. Когда амперметр покажет цифры 0,5 – 0,2 А, отключите блок питания.
Обычно частично заряженные батареи заряжаются в течение 5-6 часов, но точное время зарядки определить сложно. Если блок питания полностью разряжен, то на его заряд потребуется от 24 до 30 часов. При этом не стоит поднимать напряжение выше 15,5 В. Также полностью разряженную АКБ не стоит заряжать в машине. Рекомендуется заряжать аккумулятор раз в три недели (как минимум – раз в полгода).
Чтобы зарядка прошла эффективно и без вреда для батареи, прислушайтесь к советам специалистов.
- В неисправной батарее электролит может закипеть. Если заметите бурление или шипение, отключите аккумулятор от зарядного устройства.
- Отключите все энергопотребители и вытащите ключ из замка зажигания, если заряжаете АКБ в машине.
- При минусовых температурах лучше всего заряжать аккумулятор в теплом проветриваемом помещении.
- Следите, чтобы не перезарядить батарею. В противном случае часть электролита испарится, уменьшив тем самым срок работы АКБ.
- Если аккумулятор активно используется, заряжайте его не на полную мощность, а на 90-95%. Так при скачках напряжения батарея не задымится.