Иногда во время зарядки в открытых батареях видны пузырьки воздуха. Может показаться, что аккумулятор закипает, но в действительности, происходит другой процесс. Образование пузырьков на банках – это электролиз дистиллированной воды. Электролит аккумулятора содержит серную кислоту и дистиллят. Когда батарея заряжена, молекулы воды распадаются на кислород и водород.
Электролиз в аккумуляторе
Процесс электролиза начинается только когда аккумулятор заряжен. В этот момент плотность электролита становится 1,27 г/см3. Затем батарея постепенно разряжается, кислота из электролита поглощается для химической реакции и плотность падает. Сульфат свинца, который образовался во время реакции, нарастает на пластины. Происходит сульфатация. Если разряженный АКБ оставить на долгое время, кристаллы затвердеют, и вам придется навсегда попрощаться с аккумулятором. Когда процесс заряда возобновляется, кристаллы сульфата разлагаются, образуется серная кислота, а пластины очищаются.
Иногда электролиз происходит во время зарядки, когда процесс уже подходит к концу. Это случается потому что:
- Плотность электролита повышается – сульфаты разрушились, и кислота перестала выделяться.
- Энергия, которая поступает при заряде, тратится на электролиз.
Последствия сульфатации
Бывает, что батарея заряжена (происходит электролиз), но при установке аккумулятора автомобиль не запускается. Такое случается, когда пластины АКБ засульфатированы. Пузырьки при этом начинают выделяться очень быстро. Происходит это потому, что часть пластины покрыта сульфатом – рабочая поверхность сокращается. А для небольшой поверхности нужно меньше времени для зарядки. В таком случае делают десульфатацию.