Аккумулятор – это одна из главных составляющих любого автомобиля. Он выполняет такие важные функции как:
- Питание электроцепей при выключенном состоянии. Вся бортовая электроника питается от АКБ.
- Запуск мотора.
- Иногда батарея отдает скопившуюся энергию, когда генератор не может этого сделать.
Устройство АКБ
Чтобы контролировать состояние батареи, необходимо понимать, как она устроена. Обычно аккумулятор выполнен из шести отсеков. Они подключены последовательно и каждый элемент является независимым (работает автономно, если его выключить).
Отсек в разрезе выглядит как прямоугольная банка. В нормальном состоянии напряжение всего аккумулятора составляет 12,6 вольт. В каждой ячейке находится свинцовая пластина. Она помещена в электролит. Пластины разделены на группы "плюс" и "минус". Они не соприкасаются, а между ними располагаются резиновые или пластиковые прокладки. Если произойдет соприкосновение этих пластин – АКБ замкнет. Для изготовления плюсовых используют диоксид свинца, а для минусовых – чистый свинец.
Проводником является электролит. Он помогает накоплению энергии. Работа аккумулятора заключается в том, что сначала (при подаче тока) он накапливает электричество, а потом отдает его.
Емкость батареи зависит от количества свинца, которое использовал производитель. Чем больше свинца, тем больше энергии накапливается.
Как АКБ функционирует в автомобиле
Двигатель запускается, когда искра попадает в топливо. Мотор раскручивает стартер, искру создают катушки. Затем искра попадает на свечи. Для этого необходим ток. Его генерирует аккумулятор. Запуск двигателя – это основная задача АКБ.
Электрический ток производится в аккумуляторе за счет химической реакции. Ключ зажигания поворачивается – на генератор подается энергия. Обгонная муфта стартера входит в зацепление с маховиком двигателя. Начинается вращение. Коленвал, который присоединен к маховику, толкает поршни. Затем от батареи подается искра. Топливо поджигается – мотор запущен. Потом генератор восполняет энергию батареи.
Когда АКБ разряжается, на пластинах появляется налет из сульфата свинца. Чем больше энергии вырабатывается, тем больше осадка образуется и тем меньше концентрация у электролита. Из-за этого уменьшается выработка энергии. Как только вы ставите АКБ на зарядку, начинается обратный процесс. Осадок растворяется, концентрация возвращается в норму – энергия накапливается.
Почему аккумулятор ломается
У автомобильного аккумулятора ограниченный срок службы. При правильной эксплуатации батарея служит 5-6 лет, но иногда она перестает работать раньше.
- Основная причина этого – полный разряд. Когда АКБ полностью разряжена и долго не заряжается, пластины покрываются толстым слоем налета. Рабочая поверхность уменьшается. Такой аккумулятор не выдержит большие нагрузки.
- Еще одной причиной является износ. Чем больше циклов зарядки и разрядки, тем быстрее пластины начнут осыпаться, и АКБ выйдет из строя.
- Во время жаркой погоды электролит быстро испаряется, поэтому пластина становится сухой. Если в таких условиях будет происходить зарядка, то в скором времени аккумулятор сломается. Чтобы этого не случилось, регулярно проверяйте состояние электролита, если у вас обслуживаемый аккумулятор.