Кальциевый аккумулятор
Кальциевый аккумулятор
В обычных автомобильных аккумуляторах пластины выполнены из свинца. Это мягкий материал, который после нескольких циклов зарядки и разрядки начинает разрушаться. Чтобы усовершенствовать АКБ, при производстве в пластины добавляют разные материалы. Существуют сурьмянистая технология (к свинцу добавляют сурьму), гибридная (к одной пластине добавляют кальций, к другой – сурьму) и кальциевая (с добавлением кальция). Последние пользуются большой популярностью.
Устройство кальциевого аккумулятора
В таких АКБ свинцовые пластины легированы кальцием (0,07 - 01% от общей массы). Обычно на корпусе этих батарей размещается надпись «Ca/Ca». Она значит, что кальций добавлен и в плюсовую и в минусовую батареи. Кальций снижает саморазряд в шесть раз и уменьшает потерю воды из электролита.
Преимущества и недостатки
У кальциевых аккумуляторов много преимуществ:
- Повышенная емкость (так как используется очищенный свинец);
- Большие токи запуска;
- Медленное испарение воды из электролита (батарея становится практически необслуживаемой);
- Достаточно низкий саморазряд.
Однако существует и несколько недостатков, которые делают использование такого аккумулятора менее комфортным. К минусам кальциевых АКБ относят:
- Потерю емкости после глубоких разрядов;
- Цену (она значительно выше, чем у простых аккумуляторов);
- Отсутствие крышек (часто такие батареи делают необслуживаемыми, поэтому невозможно следить за состоянием электролита).
Принцип работы

Когда обычная батарея разряжается, на ее пластинах образуется сульфат свинца. Плотность электролита при этом падает. Как только аккумулятор подключают к зарядке, сульфат свинца распадается, плотность увеличивается, а емкость восстанавливается. Если аккумулятор разряжен очень сильно (например, до 0 Вольт), кристаллы сульфата свинца становятся крупными. В таком случае при заряде они уже не смогут разрушиться. Этот процесс называется сульфатацией.
В кальциевых аккумуляторах при разряде помимо сульфата свинца выделяется и сульфат кальция. Это вещество не растворяется в воде или кислоте, а при повышении температуры увеличивает свою плотность. Кристаллы кальция не проводят электричество, поэтому закупорив пластину, выключают ее. Такой процесс начинается даже при 10 В и значительно снижает емкость аккумулятора.
Виды кальциевых аккумуляторов
Существует три основных вида кальциевых аккумуляторов.
1. Старый тип. Пластины таких АКБ содержат около 0,1% кальция и 0,1-0,2% олова. Такие батареи выносят 2-3 глубоких разряда.
2. Передовой тип. В пластинах таких устройств помимо кальция содержится около 0,3% серебра. Они стоят дорого, но выдерживают до 10 глубоких разрядов.
3. Промежуточный тип. К кальцию в пластинах добавляются различные материалы: селен, медь, кадмий. Устойчивость таких аккумуляторов от 3 до 5 глубоких разрядов.
Новые технологии
Для снижения стоимости кальциевых АКБ и улучшения их свойств, производители прибегают к разному сочетанию материалов и к использованию разных технологий. На рынке постепенно появляются аккумуляторы, произведенные по технологиям EFB, AGM и GEL. Первый тип – это более толстые пластины, запечатанные в сепараторы. Электролита в таких устройствах меньше, чем в обычных. Второй представляет собой электролит, запечатанный в стеклоткань. В третьем типе батареи электролит запечатан в гель.
Кальциевый аккумулятор имеет много плюсов. Чтобы он работал исправно, нужно ответственно подходить к выбору типа такого устройства. Особое внимание следует обращать на условия эксплуатации.
А если нужен новый аккумулятор, то вам в Delmex!


