Как проверить ёмкость АКБ автомобиля
Бывает так, что у владельца автомобиля возникают сомнения в качестве аккумуляторной батареи: действительно ли АКБ держит заряд, обеспечивает ли она заявленную силу тока, ну и наконец, какую реальную емкость имеет АКБ.
Давайте разберемся, как узнать емкость АКБ, что для этого понадобится и какие могут возникнуть проблемы.
Что такое емкость аккумулятора
Единственное, что можно измерить с помощью приборов – это напряжение, которое дает АКБ, и силу тока. Если привязать эти показатели к шкале времени, то с большой точностью можно предсказать момент, когда напряжение батареи упадет ниже допустимого значения.
Емкость батареи или аккумулятора – это расчетная характеристика, которая позволяет наглядно оценить объем энергии, которую способна отдать батарея до момента полного разряда.
Простой пример: номинальная емкость батареи АКБ – 80 А·ч (ампер-часов). Это значит, что батарея способна выдавать 80 ампер в течение 1 часа. Значение легко разложить на другие составляющие: та же батарея сможет отдавать 10 ампер в течение 8 часов, 8 ампер в течение 10 часов и т.п.
Как можно догадаться, максимальная (заявленная) емкость АКБ часто не совпадает с реальной. На реальную емкость батареи могут влиять ее износ, температура и другие условия эксплуатации, наличие дефектов (например, проблемных банок), качество электролита и прочее.
Чем выше емкость АКБ, тем лучше она обслуживает повышенные пусковые токи, а они в свою очередь могут достигать 250-270 ампер. К слову, можно посчитать, что АКБ емкостью 35 Ач хватит всего на 35/250 = 0,14 часа (то есть примерно 8 минут) запуска.
А теперь о способах, как определить емкость АКБ.
1. Быстро и максимально просто – проверка мультиметром
Мультиметры (с возможностью измерения напряжения) есть практически в каждом гараже. А если нет, их можно купить за относительно небольшую сумму. Посмотрите тестеры емкости АКБ в нашем каталоге.
Основной принцип измерения: чем ближе показатель напряжения к максимальному, тем больше текущий заряд (а соответственно и емкость) аккумуляторной батареи. Например, для 12-вольтовых батарей «нормативы» выглядят так:
|
Значение |
Расшифровка |
|
От 12,6 до 12,8 В |
Близко к 100% заряда |
|
От 12,3 до 12,5 В |
Около 50% заряда (середина/половина емкости) |
|
Менее 12,0 В |
Глубокий разряд |
Минусы: этот способ проверки емкости аккумуляторной батареи не показывает реальную емкость, только уровень заряда. Им можно воспользоваться только для примерной оценки расхода емкости АКБ под постоянной нагрузкой (напомним, в автомобиле это реализовать достаточно сложно, так как во время работы двигателя АКБ подзаряжается от генератора, то есть восстанавливает свой заряд).
2. Сложно, для знающих – с постоянной нагрузкой и таймером
Для замеров потребуется все тот же мультиметр для АКБ, но уже в режиме измерения силы тока. Из дополнительного оборудования — провода, лампа накаливания (или любая другая безопасная нагрузка) и часы (желательно секундомер).
Основной принцип измерения: сначала АКБ полностью заряжается, чтобы измерения были объективными. Измеряется напряжение батареи (оно должно быть максимальным, около 12,8 вольт). Далее собирается цепь из последовательно соединенной нагрузки и мультиметра (амперметра). Нагрузка (лампочка) и мультиметр подключаются к контактам батареи.
Измеряется сила тока, актуальная для постоянного потребителя. Например, лампа мощностью 70 Вт потребляет около 5,9 А (70/12=5,83 А,). Теперь лампу можно подключить напрямую, без амперметра, и засечь таймер. Как только напряжение батареи опустится до 10,5 В, можно остановить таймер и произвести расчет емкости АКБ. Предположим, наша лампа отработала 8,5 часов. Тогда полная емкость АКБ – 8,5*5,83 = 49,55 Ач.
Минусы: во-первых, нужно регулярно контролировать напряжение АКБ, а речь о 8-12 часах работы. Во-вторых, по мере падения напряжения АКБ сила тока будет расти, поэтому вместо 12,8 мы взяли усредненное значение – 12 В. Но для повышения точности измерений логично измерять актуальные параметры потребления для небольших периодов времени, а затем суммировать израсходованную емкость на каждом отрезке. Так будет точнее и надежнее. А еще вы сможете вычленить проблемы неравномерного расхода емкости АКБ (если они есть).
3. Проверка нагрузочной вилкой – быстро и надежно (но дороже)
Достаточно купить специальную нагрузочную вилку, в которой уже есть встроенные спирали (постоянные потребители тока с заданной мощностью).
Основной принцип измерения: Измерение происходит по тем же принципам, что мы описали выше, в примере с лампочкой. Но все замеры и расчеты нагрузочная вилка считает автоматом. Нужно только подключить ее в соответствии с инструкцией. Так как нагрузка в вилке фиксированная, прибор может рассчитать емкость аккумулятора уже через 5-10 секунд использования.
Минусы: нагрузочные вилки есть разных моделей, с разной точностью и совместимостью с АКБ (по силе тока и напряжению). Если не можете выбрать прибор самостоятельно, нужно обратиться к специалисту нашего магазина. Быстрый расчет емкости АКБ может «соврать», так как измерение охватывает небольшой период подключения нагрузки.
5. Проверка в сервисе (специальным анализатором)
Если нет желания приобретать профильные приборы, подключать их и производить замеры, можно обратиться в автосервис. Современные диагностические стенды определяют емкость и другие важные параметры АКБ: пусковой ток, внутреннее сопротивление.

