Как восстановить тяговый АКБ
Тяговые аккумуляторы – это не просто название АКБ для определенной техники. Это батарея, устроенная иначе, нежели стартерная. В этом материале рассмотрим вопрос – можно ли восстановить (реанимировать) тяговый АКБ, и когда проще купить новый аккумулятор для погрузчика.
Есть ли возможность восстановления тяговых аккумуляторов
Многие виды тяговых аккумуляторов, если они обслуживаемые, можно реанимировать своими руками, но успех сильно зависит от типа АКБ, степени износа и правильности действий. Результат нельзя гарантировать. Кроме того, восстановление АКБ потребует много времени и усилий.
С большой вероятностью можно купировать сульфатацию пластин, если она имеется. Ну и восстановить уровень электролита (он часто выкипает при заряде).
Не стоит пытаться восстанавливать АКБ с механическими повреждениями, с короткими замыканиями банок (пластин внутри них), глубокой коррозией или деградацией.
Типы тяговых аккумуляторов и их особенности
- Свинцово-кислотные (GEL, Wet, AGM). Самые распространенные и относительно ремонтопригодные.
- Литий-ионные (Li-ion, LiFePO4). Восстановлению подлежат крайне редко. Из мероприятий реанимации — максимум, балансировка ячеек, и та возможна лишь с помощью специального оборудования (балансира). Неправильные действия с литий-ионными аккумуляторами опасны – возможно возгорание и даже взрыв.
- Никель-кадмиевые (Ni-Cd). Хорошо поддаются восстановлению с помощью циклов заряда-разряда и воздействия высоким током.
Так как на российском рынке самыми распространёнными являются свинцово-кислотные аккумуляторы, рассмотрим процесс восстановления на их примере.
Шаг 0 – обязательная диагностика неисправности
Нельзя приниматься за восстановление тягового аккумулятора, не разобравшись в причинах его неработоспособности. Наиболее вероятные проблемы и их признаки:
- Сульфатация пластин. На пластинах образуется белый налет сульфата свинца (PbSO₄), который не растворяется при обычном заряде. Аккумулятор быстро заряжается и быстро разряжается, практически не держит нагрузку.
- Осыпание активной массы с пластин. Происходит после глубоких разрядов или перезарядов. В банках может быть темный, почти черный электролит. Восстановлению подлежит редко.
- Замыкание пластин. Возникает из-за осыпания массы свинца или деформации пластин (например, после падения или удара). Банка не кипит при заряде, ее напряжение существенно ниже остальных. Проблема решается только полной заменой закоротившей банки. Но сделать это можно только на отдельных моделях АКБ.
- Сильная деградация электролита. Выражается в помутнении, почернении или в потери плотности.
Методы восстановления свинцово-кислотных тяговых АКБ
Будьте осторожны и соблюдайте технику безопасности! Работайте только в хорошо проветриваемом помещении, в защитных очках и перчатках! Кислота опасна для здоровья!
Циклический заряд-разряд (борьба с сульфатацией)
Это самый безопасный и максимально простой метод, который стоит попробовать для восстановления тягового аккумулятора.
Вам потребуются: зарядное устройство (ЗУ), нагрузка для ускорения разряда (например, лампочка подходящей мощности или нагрузочная вилка), вольтметр.
Процесс пошагово:
- Зарядите АКБ до 100% стандартным током (не более 10% от ёмкости).
- Дайте ему отстояться 2-3 часа, чтобы электролит перестал кипеть.
- Подключите нагрузку и разрядите аккумулятор до напряжения 23,3-23,6 В для 24-вольтовой батареи. Ниже разряжать не стоит, иначе это уже может навредить.
- Снова зарядите аккумулятор.
Повторите цикл 3-5 раз.
После всех циклов проверьте ёмкость: насколько долго он может питать нагрузку. Если время работы не выросло, то реанимация тягового аккумулятора не удалась.
Заряд малым током (тоже для борьбы с сульфатацией)
Отличия от предыдущего подхода восстановления:
- заряжайте аккумулятор током в 10-20 раз меньше номинального (например, для АКБ 200 Ач ток будет 1-2 А) в течение 10-15 часов.
Длительный заряд малым током помогает постепенно растворить мелкие кристаллы сульфата.
Десульфатация импульсным током
Для этого нужно специальное импульсное ЗУ с функцией восстановления АКБ. Такое устройство подает на клеммы короткие мощные импульсы тока и напряжения, которые сбивают сульфат с пластин.
Промывка и замена электролита (при сильном загрязнении)
Работа с кислотой требует предельной осторожности!
Вам потребуются: дистиллированная вода, ареометр, груша для откачивания жидкости, новый электролит.
Шаги для восстановления:
- Полностью зарядите АКБ. Дайте аккумулятору отстояться.
- Аккуратно слейте старый электролит из всех банок в пластиковую емкость (не в металлическую!).
- Промойте банки дистиллированной водой, пока вытекающая вода не станет прозрачной. Можно сделать 2-3 промывки, слегка покачивая корпус.
- Залейте новый электролит плотностью 1,27-1,29 г/см³.
- Дайте АКБ постоять 2-3 часа, чтобы электролит пропитал пластины.
- Произведите зарядку током меньше номинального в течение 5-6 часов.
- Проверьте плотность. Если она не достигла нормального значения, то проведите еще один цикл заряда-разряда.
Купите новый тяговый АКБ и утилизируйте старый
Ни один из способов не помог? Значит, вам пора полностью заменить тяговый аккумулятор на новый.
Купить качественные тяговые аккумуляторы в Ростове-на-Дону можно в сети магазинов «Делмекс». Мы предлагаем проверенные временем модели отечественного и импортного производства по доступным ценам.
