На рынке аккумуляторных батарей, помимо свинцово-кислотных, представлены аккумуляторы AGM. Они присутствуют в линейках многих производителей, а некоторые бренды специализируются исключительно на этой технологии.
AGM (Absorbent Glass Mat) представляет собой особую технологию расположения электролита в корпусе батареи. В обычном аккумуляторе электролит залит в отсеки (банки), разделенные сепараторами, которые предотвращают короткое замыкание и увеличивают проводимость. В AGM-аккумуляторе используется пористый наполнитель из стекловолокна, а электролит заполняет эти микропоры. Такой технологический процесс называется абсорбцией.
Батареи AGM производятся в двух конфигурациях - плоской и спиральной. Последняя позволяет добиться более высокой краткосрочной токоотдачи, что положительно сказывается на запуске двигателя в мороз. Однако, из-за специфической конструкции банок такие аккумуляторы тяжелее, по сравнению с произведенными в плоской конфигурации. И при сохранении объема корпуса имеют меньшую ёмкость. Типичным примером аккумулятора в спиральной конфигурации является линейка Optima, их легко отличить по цилиндрической форме банок.
Преимущества технологии
- Исключительная герметичность. Доливка дистиллированной воды таким батареям не требуется, они не имеют пробок.
- Устойчивость к вибрациям и переворотам. Часто AGM-аккумуляторы устанавливаются на автомобили и мотоциклы, которые передвигаются по пересеченной местности, участвуют в ралли и езде по бездорожью.
- Минимальное газовыделение. У таких аккумуляторов практически исключен взрыв в результате скопления газа под крышкой.
- Устойчивость к замерзанию. Так как электролит находится не в жидком состоянии, то его замерзание невозможно. Как следствие, более уверенный пуск двигателя.
- Устойчивость к повышенным нагрузкам. На многих авто немецких производителей (Audi, Mercedes, BMW) такие аккумуляторы являются штатными, так как электроника машины часто обращается к АКБ. Поэтому свинцово-кислотные аккумуляторы, как правило, не выдерживают нагрузок и быстро выходят из строя. Если штатной батареей на автомобиле является аккумулятор AGM, то настоятельно рекомендуется при замене использовать аналогичный.
Недостатки
- Высокая цена. AGM-аккумуляторы гораздо дороже свинцово-кислотных аналогов.
- Специальные зарядные устройства. Эти аккумуляторы можно заряжать и обычными ЗУ, однако напряжение на нем не должно превышать 15 вольт в процессе заряда (что в традиционных ЗУ достаточно сложно проконтролировать). В иных случаях необходимо покупать специальную зарядку.
- Малый выбор. Во многих случаях будет очень сложно подобрать AGM АКБ, требуемой ёмкости и габаритов.
___________________________________________________________________________________________________