2 апреля 2019
Саморазряд аккумулятора – разряд батареи при полном отсутствии в ней нагрузки (при снятии и/или выключении всех клемм). При этом АКБ находится не в авто, а дома либо в каком-то хранилище.
Типы хранения АКБ
- "Сухое" хранение – используется для обслуживаемого аккумулятора. При этом он не заливается электролитом, а попросту хранится "всухую". В советское время таким образом продлевался эксплуатационный ресурс неиспользуемого аккумулятора. Ведь окисление свинца происходит крайне медленно, поэтому возможно повышение срока хранения.
- "Мокрое" – преимущественно используется для необслуживаемого аккумулятора. При этом АКБ заливают электролитом, заряжают, "запаковывают" и отправляют в магазин либо на склад. Тут отсутствует прямой доступ к электролиту, но и его испарение исключено. Хранение такой АКБ – более сложный процесс. Когда долго не используется уже заряженная АКБ, серная кислота может оседать в электролите. Также кислота способна проникать к решёткам из свинца сквозь трещины. К тому же нарушение правил хранения может вызвать сульфатацию пластин и появление примесей в составе пластин.
Виды саморазряда аккумулятора
Саморазряд подразделяют на несколько типов:- Спровоцированный – представляет собой скорее не саморазряд, а утечку электротока из-за неисправности источника – к примеру, обилие гаджетов даже во время простоя "высасывают" заряд из АКБ.
- Эксплуатационный – возникает при наличии на батарее пыли, которая пропитывается водой либо антифризами и становится "мостиком" между электродами. В результате происходит саморазряд, при этом ток утечки минимален, однако продолжительный простой авто всё же приводит к неблагоприятным последствиям.
- Электролитный – во время эксплуатации аккумулятора в нижней части банок оседают частички активной массы, которая сыпется с пластин (это норма – происходит износ пластин). В случае продолжительной стоянки такая масса иногда замыкает пластины, приводя к саморазряду.
- Естественный – возникает в случае слишком длительного простоя аккумулятора. При этом активные частицы взаимодействуют друг с другом и с внешней средой. Следствием становится постепенная их деградация, которая заключается в потере активности.
Норма саморазряда АКБ
При условии хранения батареи в температурном диапазоне +15...+20, при низкой влажности, при полной сухости поверхности между электродами, отсутствии там пыли и грязи, при изначальном полном заряде АКБ норма разряда будет следующей:- Для новой батареи нормальная потеря заряда составит 0,5...1 процента ёмкости. Поэтому для глубокого разряда потребуется от 50 до 60 суток, для полного разряда – 100-140 суток.
- Для подержанной батареи нормой разряда будет 1...1,7 процента. Это определяется её возрастом и эксплуатационными характеристиками. Иногда в течение ночи изношенная АКБ теряет от 3 до 4 процентов.